Когда-то только за право прикоснуться к ним можно было заплатить жизнью. И хотя сегодня они спокойно лежат под толстыми стеклами музейных витрин, их магическая аура не исчезла. Тысячи туристов приходят в музеи, чтобы увидеть эти творения ювелирного искусства. Сегодня мы расскажем о величайших сокровищах и о том, где их можно посмотреть в наши дни.

«Звезда Африки»

Самый большой бриллиант в мире - «Звезда Африки» - сверкает в английском королевском скипетре. Он был создан из огромного легендарного алмаза «Кулиннан», найденного в Южной Африке в 1905 году и весившего 3106 каратов (около 600 граммов). Второй созданный при огранке бриллиант - «Малая звезда Африки» - был укреплен на императорской короне. Драгоценности хранятся в лондонском Тауэре.

«Кохинор»

«Кохинор» - «гора света» - один из самых известных крупных алмазов. Индийские предания гласят, что он был найден еще до нашей эры и передавался по наследству в династии Великих Моголов, причем именно он стал источником всех несчастий и распрей их рода. «Тому, кто владеет этим алмазом, будет принадлежать весь мир, но он также познает и беды этого мира. Только бог или женщина могут безнаказанно носить алмаз» - считали в Индии. Историки же ведут его историю с конца XVII века. За три столетия он быстро менял владельцев, из Индии попал в Персию, в Афганистан, и, наконец, в середине XIX века в нескольких сложенных один в другой сундуках пересек океан и попал в Лондон к королеве Виктории. Владычице не понравилась огранка, и за 38 дней ювелир создал бриллиант-«розу». В начале XX века камень был вставлен в королевскую корону. В середине века освободившаяся Индия потребовала выдачи бриллианта. Однако до сих пор сокровище хранится в Лондоне, в Тауэре.

«Шах»

Этот желтоватый алмаз был найден 500 лет назад в Индии, однако не соответствовал местным канонам идеального камня и был продан правителю Ахмаднагара. Султан увидел в продолговатом алмазе перст Аллаха и приказал выгравировать на нем свое имя. После захвата города драгоценность попала к династии Великих Моголов (тогда на грани появилась вторая надпись), а затем после очередной войны - в Персию. В 1829 году в Персии был убит русский посол Александр Грибоедов. Через некоторое время в Россию прибыл персидский принц. Чтобы смягчить российского императора, компенсировать убийство дипломата и автора комедии «Горе от ума», а заодно уменьшить размер выплачиваемой Персией контрибуции, посланник привез Николаю I знаменитый камень. Алмаз до сих пор в России - его можно увидеть в Алмазном фонде в Москве.

Золотой Будда

Трехметровая золотая статуя Будды была найдена совершенно случайно. Во время реконструкции порта в Бангкоке рабочие наткнулись на гипсовое изображение Будды. Когда ее извлекли из земли, сильный тропический ливень размочил гипс, и все увидели, что под белым покрытием сияет золото. По-видимому, статую покрыли гипсом в XVIII веке, чтобы защитить от бирманцев. Сейчас золотой Будда хранится в храме Ват Траимит в Банкоке.

Китайский погребальный костюм

Археологи подобрались к этому захоронению в середине прошлого века. Вместе с принцем Лю Шен и его женой в 113 году до н.э. было погребено около 2800 различных предметов. Однако наибольшая ценность - погребальные костюмы усопших, созданные из 2690 небольших кусочков нефрита, соединенных золотой проволокой. Древние китайцы полагали, что нефрит - символ удачи и чистоты - обладает магической силой, способной предотвратить разложение тел. Сейчас нефритовые костюмы хранятся в Пекинском императорском музее.

Венец Владимира Мономаха

Венец Великого киевского князя Владимира II Мономаха состоит из восьми золотых, украшенных филигранью и драгоценными камнями пластин, оторочен драгоценным собольим мехом. Согласно преданию, «шапка Мономаха» была подарена византийским императором Константином своему внуку, однако исследователи утверждают, что, скорее всего, это дар хана Узбека московским князьям. Русских правителей этим венцом короновали до XVII века. В настоящее время он хранится в Оружейной палате в Кремле.

Германская императорская корона

Корона Священной Римской империи, Корона Карла Великого, Нюрнбергская корона - так называют это произведение искусства X века. Несколько веков ее носили германские короли, венчанные папами римскими с титулом императора Священной Римской империи. Позднее ею пожелал короноваться Наполеон, однако будущему императору она не досталось: сокровище надежно спрятали в Вене. Не удалось ее заполучить и через столетие Гитлеру, пожелавшему вернуть корону Германии. Восемь скрепленных между собой золотых пластин усыпаны изумрудами, аметистами, сапфирами и жемчугом, вставленными в украшенные филигранью оправы. На четырех пластинах картины, выполненные в технике выемчатой эмали. Эта дивная корона до сих пор хранится в Вене, в Музее искусства во дворце Габсбургов.

Доспехи Карла IX

В XVI веке для французского короля были созданы уникальные доспехи из литого золота, с сочетаниями гравированных и чеканенных орнаментов и искусными вставками из эмали. Золотой щит - огромная картина, изображающая сражение. В таком обмундировании не стыдно было показаться и на поле боя, и на параде, и на рыцарском турнире. Хотя доспехи делались как боевые, к концу XVI века они становятся почти бесполезными - огнестрельное оружие превратило их в дорогой и бесполезный антиквариат. Сегодня доспехи Карла IX хранятся в Париже, в Лувре.

Сокровища Каннинга

Огромная жемчужина неправильной формы попала в конце XVI века в руки искусного ювелира и превратилась в торс тритона (мужчины-русалки). К ней добавили золотую голову и руки, покрыв их белой эмалью, зеленый, украшенный цветной эмалью, рубинами и бриллиантами хвост. По преданию, Медичи подарили изящное украшение императору Моголов. В середине XIX века сокровище купил генерал-губернатор Индии, и оно вернулось в Европу. В наше время необычное изделие можно увидеть в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта.

Украшения Лалика

Французский ювелир Рене Лалик подсматривал образы у природы. Его стрекозы, осы, листья, цветы - легкие и изящные, необычные и изысканные украшения ювелира - стали символами эпохи модерна. Мастера занимала фактура, а не стоимость материалов: стекло и эмаль он сочетает со слоновой костью и янтарем, золото с алюминием и медью. Известность украшения француза приобрели с конца XIX века, когда его заказчицей стала Сара Бернар. Целую коллекцию искусных украшений приобрел нефтяной магнат Калуст Гюльбенкян, и теперь лучшее собрание творений Лалика можно увидеть в Лиссабоне, в Фонде Гюльбенкяна.